- Почему дети теряют концентрацию внимания и становятся рессеянными





Почему дети теряют концентрацию внимания и становятся рессеянными

Концентрация внимания — один из важнейших инструментов в психике, который участвует в обучении. От умения концентрировать внимание зависит успех в любом деле, а не только в школе.

Давайте проследим, как малыш теряет способность концентрироваться. Именно теряет, так как с рождения практически все дети могут концентрировать внимание на предметах, которые вызывают у них интерес. Но с взрослением внимательность теряется по причине того, что их отвлекают на другие дела.

Как это происходит

Все дело в режиме дня. Мы привыкли заботиться о детях по определенному плану. Это очень удобно, в том числе и для самих малышей. Но бывают моменты, когда занятие увлекает их с головой и они забывают про сон, еду и т. д. Родители, для которых режим очень важен, начинают беспокоиться и отрывают детей от их занятий, не давая закончить дело. Тут происходит первая ломка концентрации внимания: ребенок сосредоточен, он видит какую-то цель, у него работают все психические функции, чтобы изучить предмет интереса, но неожиданно приходит мама и берет его на руки, чтобы посадить в коляску, или несет купать. Малыш полон негодования, он раздражается и начинает капризничать. Некоторые дети доходят до истерик.

В более взрослом возрасте это превращается в негативизм, противостояние родителям со всеми вытекающими последствиями — слезами, обидами, шокирующими фразами типа «мама, ты плохая!» и т. д.

Как этого избежать

Что же делать, если и режим важен, и есть желание сохранить в ребенке такую ценную способность? Существуют очень простые решения.

  • Если вы видите, что ребенок чем-то увлечен, предупреждайте его о том, что через 5 минут вам нужно будет идти, поэтому занятие надо заканчивать. Если это дело — принципиальное для малыша, придется подождать, когда он закончит. И только после этого продолжать обычный распорядок дня. Не переживайте, если обед или прогулка сдвинутся на полчаса–час. Дети сами корректируют свой график как в питании, так и во сне.Такой прием можно практиковать уже с 5–6 месяцев жизни, как только малыш сел. Так он быстрее привыкнет к тому, что вы его предупреждаете, и у него выработается хорошая привычка.
  • Конечно, это гибкость в отношении порядка: не ставьте его выше естественной потребности развиваться и познавать новое. Иногда в режиме нон-стоп можно не заметить, чем занят ребенок. В этом случае вы столкнетесь с противостоянием — это и будет сигналом к тому, что пора остановиться и сделать вдох-выдох (а не к тому, что вас не слушаются, не ценят и прочее).

Дети способны регулировать отношения с родителями, но не путем прямого воздействия, а частенько в виде загадок и проблем. Ситуация с внимательностью — как раз одна из таких загадок.